Поющая чаша
4 августа, 2024Поющая чаша, тибетская или гималайская чаша; в Японии именуется рин или рэй (яп. 鈴) — ударный и фрикционный музыкальный инструмент в виде металлической чаши.
Традиционно чаши используют в буддийских практиках для медитаций и молитв, руководствуясь теорией о том, что всё во Вселенной состоит из звука, в том числе и человек.
Игра на поющих чашах представляет собой неторопливое вождение деревянного или иногда пластикового песта (стика) по краям чаши, в результате трения рождается продолжительный, «поющий» звук, наполненный обертонами. От качества изготовления чаши напрямую зависит «наполненность» звука гармоническими обертонами. Варьируя силу нажатия стика на края чаши или вес стика, можно получить разные тональности. Второй вариант игры на поющих чашах — несильный удар обёрнутого замшей стика, рождающий тёплый звук, похожий на звон колокольчика.
Древние поющие чаши нередко украшались абстрактными узорами, орнаментами, как по краю чаши, так и на её дне.
Прослушать как звучит инструмент вы можете включив звуковую дорожку ниже
Инструмент подарен музею Твердохлебовой Ларисой Александровной
Уникальность древних поющих чаш состоит в том, что одновременно звучат несколько гармонических обертонов. Это связано с тем, что чаши делаются из сплава нескольких металлов, каждый из которых звучит на собственной «волне». Несмотря на то, что традиционные техники изготовления поющих чаш считаются утерянными, из разных уголков Непала всё ещё поставляются чаши, сделанные традиционной ручной ковкой. Правда, качество сплава заметно хуже, чем у древних чаш, да и считается, что сам процесс старения облагораживает звук, делает его более тёплым и мягким.
Основное распространение поющие чаши получили в этнической музыке и музыке нью-эйдж, во многом благодаря этим стилям они и стали популярны. Теперь же чаши стали использоваться в самых разных стилях, от эмбиента до неоклассики и рок-музыки.