Конга

Конга – афро-кубинский барабан, пользующийся большой популярностью в наши дни. Этот инструмент состоит из трех основных частей: корпуса, мембраны и различных металлических деталей, помогающих добиться необходимой настройки. Мембрану конги, как правило, изготавливают из кожи буйвола. Барабанщик бьет по ней голыми руками или пальцами, ударяя как в центр, так и по бокам, что позволяет ему добиться особых эффектов (например, глиссандо) и совершенствовать свое мастерство.

Возникновение и развитие этого инструмента неразрывно связано с кубинской румбой. Однако нельзя не заметить, что задолго до появления румбы как таковой этот инструмент уже входил в состав уличных оркестров, играющих на карнавалах. На Кубе такой барабан называли тумбадора.

Прослушать как звучит инструмент вы можете включив звуковую дорожку ниже

Конга с самого рождения была связана с кубинским фольклором. Изначально музыкант задавал ритм при помощи первых попавшихся под руку предметов (ложек, кастрюль), а также ящиков и бочек, по которым он бил руками. В таких городах, как Гавана и Матансас, где зародился жанр румбы, это слово изначально использовалось как синоним слова «праздник». В самых бедных районах этих городов часто происходили народные музыкальные празднества – так люди старались хотя бы на время отвлечься от повседневных проблем.

Таким образом, то, что возникло как простая форма досуга, впоследствии переросло в отдельный музыкальный жанр, появление которого, в свою очередь, повлекло за собой усовершенствование музыкальных инструментов. Так, на смену ложкам, кастрюлям и другой посуде пришли кахоны (музыкальный инструмент в виде коробки), а также ящики различных размеров. То есть кахон в румбе можно по праву считать предшественником конги.

Распространение конги по всей Кубе было связано не только с ростом популярности румбы, но и с введением этого барабана в состав ансамблей, играющих музыку других направлений, таких как сон, болеро и гуарача.

По мнению некоторых экспертов, конга возникла на основе более древних африканских ударных, таких как нгома и макута. Судя по всему, до 1930 года конги появлялись в составе различных ансамблей бессистемно. Но постепенно популярность этого барабана набирала обороты, так что в 1940-х годах ему удалось выйти за границы Кубы. Конга распространилась в новых музыкальных жанрах, в том числе и в так называемом афро-кубинском джазе, что повлекло за собой целый ряд усовершенствований в конструкции инструмента. С 1970-х годов конги, благодаря своим характеристикам и обширному репертуару, охватившему практически все жанры кубинской музыки, можно было встретить в самых разнообразных ансамблях. Наиболее заметное место конга занимает в джазе – жанре, послужившем для этого инструмента своеобразным мостом перехода к другим стилям.

Самым важным из них был кубоп, поскольку именно благодаря ему были созданы композиции, которые впоследствии стали джазовыми хитами. Появление конгов в джазе привело также к некоторым изменениям в конструкции инструмента. Например, была улучшена система натяжения мембраны, к которой стали крепить металлический обод и винты. При помощи такой конструкции мастера стремились предотвратить сбои в настройке инструмента во время выступлений, зачастую продолжавшихся несколько часов. В 1950-х годах новая система настройки распространилась по всей стране и была принята многочисленными ансамблями, исполняющими музыку в стиле румба. Стоит отметить, что благодаря конгам в джаз были введены элементы кубинской музыки и других жанров.

Сегодня конга является неотъемлемой частью таких музыкальных направлений, как блюз, румба, регги и поп. Таким образом, конкуренция между конгеро (музыканты, играющие на конгах) лишь растет, что благотворно сказывается на развитии инструмента.