Музыкальный календарь

Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения пианиста-виртуоза Алексея Файзулхаковича Султанова (7 августа 1969 — 30 июня 2005). Его короткая и яркая история жизни наполнена любовью к музыке.

С раннего детства Алексея называли восходящей звездой, гением, вундеркиндом, маленьким Моцартом. Ему пророчили великое будущее. В восемь лет Алёша безупречно исполнял произведения Баха, Бетховена и Моцарта. У мальчика уже были первые преданные поклонники.

В 1986 году 16-летний Алексей был удостоен возможности выступать на Международном конкурсе имени Чайковского. Для него это был шанс заявить о себе. Но незадолго до начала выступления юноша не выдержал нагрузки, решил выплеснуть эмоции, ударив кулаком о стену, и сломал палец. Чтобы не портить репутацию, Алексей рассказал всем, что во время репетиции крышка от пианино упала ему на руку.

Мать, Наталья Погорелова, после отказа мальчика сняться с конкурса нашла спортивного врача. Тот наложил гипс. Алексея отодвинули в программе так, чтобы он играл последним: перед выступлением гипс сняли, и перед каждым произведением делали укол с заморозкой. Если музыкальная пьеса была длиннее 3–5 минут, эффект заморозки проходил, и Алексей играл, превозмогая боль. Таким образом, юноша блестяще отыграл два тура. Жюри и зрители были в восторге от выступления, ему аплодировали стоя. Увы, в финал его не пропустили, но не из-за того, что игра была не безупречна — напротив; боялись, что длинные финальные программы лишат молодое дарование пальца на всю жизнь, и не позволили ему рисковать будущим.

Через три года Алексей стал победителем Международного конкурса имени Вана Клиберна. Исполняя «Мефисто-вальс» Листа, он порвал две струны на фортепиано.
Игру Алексея окрестили вулканической и демонической. Критики отмечали в его исполнении агрессию и скорость. В прессе его стали называть «демоном с ангельским лицом». Тогда же ему сделали предложение-вызов: провести 400 концертов за два года. Алексей согласился.

На XIII Международном конкурсе пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве, который состоялся в 1995 году, жюри и публика поругались из-за Алексея. Он выступил настолько превосходно, что даже критики признавались: «Султанов играл Шопена в стиле старых мастеров, стиле, который зрители не слышали полвека». При этом судьи конкурса решили никому не давать первое место, а второе Алексей разделил вместе с другим пианистом. Критики были в шоке, фанаты — в ужасе. Чтобы подчеркнуть несправедливость решения жюри, зал беспрерывно аплодировал Султанову 40 минут.

В 1998 году Султанов решает попытать счастья на родине еще раз в Международном конкурсе имени Чайковского, чтобы, наконец, вырвать ветвь первенства. Но жюри сочло его исполнение Седьмой сонаты Прокофьева слишком экспрессивным и не пропустило в финал. Конкурс выиграл известный русский исполнитель Денис Мацуев. Пресса, в том числе и зарубежная, разразилась обвинениями в предвзятости судейства. Профессор Лев Наумов, учивший его когда-то, хотел выйти из состава жюри после этого решения. Председатель жюри публично озвучил: стыдно за то, что Алексей Султанов не прошел в финал. Но, тем не менее, результаты остались неизменными.

После этого события Алексей перенес серию инсультов. В 2001 году его наполовину парализовало, и он ослеп на левый глаз. Но и это его не остановило. Он попросил Даце Абеле — свою супругу — стать его левой рукой. Теперь они выступали вместе.

30 июня 2005-го на 36-м году жизни он не проснулся: сердце остановилось из-за сбоя в стволе головного мозга. Даце выполнила последнюю волю своего мужа, кремировав его тело и обставив урну с прахом плюшевыми игрушками. Пианист коллекционировал их, став знаменитым. Возможно, в память о детстве, которого у него не было и которое позволило его имени навеки остаться в истории гениев нашего времени — не всегда признанных, но всегда сложных, недосягаемых.