Бонго

Бонго – кубинский ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе ручных барабанов. Как и конга, бонго получил широкое распространение в Южной Америке. Но бонго меньше своего ударного собрата, а его звучание несколько выше. Инструмент состоит из двух соединенных деревянной перемычкой барабанов разных размеров (более крупный называют «женским» (эмбра), а меньшего размера с более высоким звучанием – «мужским» (мачо)), у каждого из которых есть лишь одна кожаная мембрана.

Доподлинно известно, что своим появлением бонго обязан африканским рабам, которых привозили на остров для работы на сахарных и кофейных плантациях. Согласно некоторым предположениям, даже название инструмента берет свое начало от одной из разновидностей африканского барабана bonko enchemiya (бонко энчемия), который использовался в религиозных церемониях.

Прослушать как звучит инструмент вы можете включив звуковую дорожку ниже

Современные бонги появились на востоке Кубы, а именно в провинции Ориенте (в наше время Гуантанамо) между 1880 и 1900 годами. Изначально этот инструмент чаще всего использовался в композициях двух тесно связанных между собой музыкальных стилей – чангуи и сона, возникших на рубеже XIX и XX веков. Сон, также возникший в провинции Ориенте, вскоре добился невероятной популярности в Гаване и в США. Тесную взаимосвязь между данным стилем и бонго можно проследить на протяжении всей истории этого музыкального инструмента. Кубинский сон, от которого, собственно, и произошел танец, известный с 1960-х годов под названием «сальса», включает в себя несколько поджанров: сон-монтуно, афро-сон и гуахира-сон. Появившийся в начале ХХ века, этот танцевальный жанр оказал огромное влияние практически на все латиноамериканские музыкальные стили. Бонгосеро (барабанщики, играющие на бонго) всегда славились своими виртуозными импровизациями. Особенно ярко слышна их свобода самовыражения в первых пластинках, при записи которых музыканты не ограничивали свою экспрессивность, наслаждаясь возможностью отойти от стереотипов, что не всегда удавалось при игре на других инструментах. С тех пор этот ударный инструмент прочно вошел в кубинскую популярную музыку.

После своего появления на Кубе бонго удалось снискать всеобщее признание и в скором времени добиться успеха во всем мире. Постепенно этот барабан стал появляться в доселе закрытых для него сферах музыки, заняв почетное место в секциях ударных инструментов разных ансамблей и оркестров. Благодаря небольшому размеру бонго стал неотъемлемым атрибутом субкультуры хиппи. Некоторые представители этого движения приходили на концерты с собственными барабанами, чтобы сыграть несколько импровизаций. Массовое увлечение бонго достигло таких масштабов, что некоторые рок-бары даже стали запрещать вносить эти инструменты на свою территорию.

В наше время техника игры на бонго основывается на ритмическом рисунке под названием «мартильо» (с испанского – «молоток»), который используется в разных музыкальных стилях, в том числе в джазе, роке и фолке. Музыкант может играть на бонго как пальцами, так и ладонями. Современные композиции требуют от бонгосеро большого мастерства и высокого уровня владения инструментом. Чтобы добиться определенных звуковых эффектов, музыканты ударяют по корпусу, ободу или по центру мембраны палочкой, а также, в определенных случаях, водят по ней ногтями или касаются ее центра кончиками пальцев. Не стоит забывать и о технике римшот, согласно которой музыкант должен одновременно ударять основной частью палочки по ободу, а ее головкой – по мембране, или бить одной палочкой о другую, которая находится на барабане.

Воплощение латиноамериканских ритмов, бонго вошел в другие культуры и широко используется современными композиторами, музыка которых не ведает границ. Родина этого инструмента, Куба, стала местом рождения множества музыкальных жанров, в которых африканские и испанские мотивы сочетаются с элементами, характерными для европейской музыки.