Классный час: «Образы природы в народном творчестве»

Издревле человек жил в содружестве с природой, был частью природы, охраняя ее ресурсы – землю, воду, любуясь  цветами и травами. Люди поклонялись им, воспевали природу в традиционных праздниках и обрядах, в песнях и танцах. Каждая народная песня — это пример одушевления природы, восхищение  ее красотой. Такая музыка  учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. 

Во многих русских народных песнях природа является главной темой. Именно она показывала всю красоту и любовь  к родному краю. Например, самая известная песня о символе России – березе — песня «Во поле береза стояла», которую знает любой русский человек с самого младшего возраста. Во многих песнях русского народа выражается обращение к деревьям  за помощью в любви, обращение  за сочувствием, о месте для любовных свиданий. В песне «Калинка» чувствуется обращение к  деревьям за успокоением:

Калинка, калинка, калинка моя!

 В саду ягода малинка, малинка моя!  

Спать положите вы, меня…

Сосенушка,  ты зеленая,

Не шуми же надо мной!

         Образ природы в песнях тесно переплетается с земледельческим календарем и с календарем христианских праздников. Например, летние праздники: празднование таких календарных событий как Троица, Аграфена Купальница, Иван Купала. В Троицу особое почитание отдавалось березе: празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу, с песнями  перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг.

             На Ивана Купалу с песнями-хороводами собирали целебные травы, делали венки  (особой популярностью пользовался цветок иван-да-марья). Волшебно всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

         Например, в мелодии песни «Ах ты, степь широкая…», неторопливой и величавой изображается русский пейзаж – облик бескрайней широкой степи, зеленеющие поля. Это излюбленная тема народного песенного искусства, выражающая через образ природы характер и силу русского народа, любовь к Родине.

         Образы природы в русских народных песнях глубоко символичны. Основой для песенной символики служит объективный реальный мир, прежде всего весь окружающий мир природы (солнце, месяц, ветер, тучи, река, горы, различные деревья, трава, цветы, многие породы птиц и т. д.), некоторые виды трудовой деятельности человека (сеяние, сажание, поливание, косьба, рыболовство, охота и т. д.) и обрядовые действа (вытаптывание сада, завивание березы, собирание трав…). В традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина, вишня, рябина и осина. В качестве символа молодца в народных песнях чаще всего выступает дуб, а иногда хмель или виноград.

У славян береза, если она росла рядом с домом, непременно считалась семейной берегиней. Да и сама языческая богиня Берегиня, по преданиям, принимала облик белоствольного дерева. Символ весны, чистоты и света из века в век почитали в обрядах. Верхний слой коры берёзы — береста́, издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).
       

Образы природы использовались и в народных танцах, в так называемых  орнаментных  хороводах, где  часто отражаются образы русской природы, коллективный труд народа и его быт. Один из таких танцев – знаменитый танец «Берёзка» на мелодию песни «Во поле берёза стояла».  

Хоровод «Берёзка»

По мотивам народного танца, создан сценический вариант. В этом случае женщины исполняют его в «традиционных русских» костюмах стилизованных под нижегородские девичьи (кофтасарафанкокошник или платок), волосы убраны в косу. Движения плавные по кругу, в хороводе, цепочкой (друг за другом), змейкой, в две линии, вращения друг вокруг друга или попарно вокруг общих центров в группах. В руках танцовщицы держат платочки или ветви берёзы, что может символизировать прощание с весной. 

В народных песнях можно заметить, что воспеваемые различные растения  являются символами не только каких-либо конкретных человеческих образов, а в зависимости от их состояния (например, цветения или увядания) выражают то или иное настроение человека, передают определенное психологическое состояние. Например, символами счастья и  счастливой любви, могут быть свет солнца, а также цветение растений. Например:

Вы, лазоревы цветы,

Расцветайте во саду!

Ах, я ли, молода,

Со надежею иду,

         Или, например,  грустная песня, в которой через состояние растений сообщается о том, что молодец покинул девушку, начинается такими строками: 

Сохнет и вянет в поле травка,

Она вянет без дождя,

Все желтеет и бледнеет

От холодной от росы.

И тоскует и горюет

Девчонка по дружку.

          Кроме этого,  в народных песнях чувствуется гармоничное сочетание мелодии и текста: мелодии протяжные, певучие, задушевные, а в текстах идёт обращение к природе, как к одушевлённому существу, чаще  в ласкательной форме («калинушка», «рябинушка», «сосенка» и др.) 

Для русского человека природа была не только музыкой, но и пейзажем, формирующим эстетический вкус, воспитывающим представление о прекрасном. С мыслями о природе русские художники связывали представления о естественности человеческого существования, об источниках нравственных представлений. Гармония социального и природного в жизни — это гармония ума и сердца, разума и чувства.

Образы природы народные умельцы воплотили и в декоративно – прикладном искусстве. 

Хохломская роспись 

Родина хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготавливающие и расписывающие посуду из дерева. Выточенные из легкой сухой древесины чашки, братины, солонки мастера делали похожими на драгоценные золотые изделия и украшали орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов, плодов придавали особую прелесть строгим лаконичным формам деревянных вещей. Из поколения в поколение оттачивалось мастерство народных художников, форма изделий приобретала большую простоту и лаконичность, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента.

   

Дымковская игрушка

Продукция кировских мастеров поражает яркими узорами, нестандартными пропорциями и формой. Всех приводят в восторг нарядные, замечательно оформленные и расписанные барыни-франтихи, пони, петухи, козлы. Первые дымковские игрушки появились в 1811 году. На вятском празднике продавались глиняные куклы с росписью. Глиняные игрушки изготавливали мастера села Дымково. Они занимались этим вместе со своими семьями.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. 

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

     

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери. Сюжеты были различные. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны». Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами.

      

Лукутинские, Федоскинские  шкатулки 

Русская лаковая миниатюра — это часть богатой духовной культуры народа, отличающаяся изящными формами, непревзойденным мастерством исполнения и национальным колоритом.

Жостовская роспись

Искусство жостовских мастеров представлено живой формой цветов и плодов, родственной русской народной кистевой росписью на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. 

                       

 

Палех

     Искусство палехской лаковой миниатюры возникло из стремления небольшой группы художников, бывших до революции иконописцами, воспеть красоту окружающего их мира. Тема родной земли остается для них самой дорогой. Как и у старых мастеров, Родина в их работах предстает не только милым сердцу пейзажем, но пронизывает весь образный строй миниатюры. У каждого свои заветные сюжеты. Один влюблен в русский фольклор и постоянно обращается к народной песне, сказке, обряду, пословице, стараясь быть даже этнографически точным. Другой воспевает единение человека с родной природой, раскрывает поэзию жатвы и сенокоса, рыбалки и охоты. Краски для своих миниатюр мастер брал у природы.  Художника привлекала сама тихая жизнь среднерусской природы. Мастер  любуется ее красотой, и действия людей подчинены ее размеренному ритму. Деревья у него тонкими стволами тянутся к солнцу, поблескивающему золотом в их кронах, речки неторопливо текут между низкими берегами, стада под плавные звуки свирели мирно пасутся на изумрудно-зеленых полянах. 

 

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. 

Русский народный костюм отличается разнообразием

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами.

Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Смысл и значение. 

Творческий сплав природы и религии – так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия. Люди наделяли его сакральными свойствами:

Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.

Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.

Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.

Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.

Зеленый это трава, лес  и их помощь человеку.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Тема  природы в народном творчестве занимает немалое место, в нашей беседе приведены примеры олицетворения, тесной связи народной жизни, быта с природой. Благодаря народному творчеству, природа предстает перед слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развить в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.