Крыловидные гусли
4 июля, 2024Крыловидные гусли известны в народе как «яровчатые» или «звончатые».
Название этого струнного щипкового музыкального инструмента, по одной из версий, восходит к слову «гусла». Именно так в Древней Руси называлась тетива лука.
Существуют и потомки гуслей, знакомые всем, – это величественная арфа и изящная лира.
Первое упоминание именно о русских гуслях встречается в византийском источнике V века. Упоминания о гуслях встречаются в былинах, песнях, сказках, а начиная с 11 в. в восточно-славянской литературе.
Крыловидные гусли – это самый древний тип. Количество струн на таком инструменте колебалось от 3 до 7. Своё название они получили по наличию открылка — лицевой части корпуса, выходящей за пределы резонаторной камеры и ряда колков. Появление этого характерного элемента, скорее всего, обусловлено развитием техники игры аккордами с бряцаньем (в основном для исполнения плясовых наигрышей), так как открылок создавал необходимую опору для левой руки музыканта при расположении гуслей на коленях в вертикальном или полунаклонном положении.
Прослушать как звучит инструмент вы можете включив звуковую дорожку ниже
Инструмент подарен музею Савойтаном Артемом Александровичем
Русские гусли настраиваются по ступеням миксолидийского лада (мажор с пониженной VII ступенью), расположенных по порядку от низких звуков к высоким. Высота настройки может быть любой. В большинстве случаев высота звучания нижней тоники не превышает до первой октавы.
Основной приём игры — бряцанье, удары правой рукой по струнам сверху и снизу. Левая рука при этом заглушает ненужные струны. Открытые струны образуют трезвучия и другие аккорды. Также используется защипывание отдельных струн как правой, так и левой рукой, одновременно с глушением остальных.
Гусли – инструмент светской профессиональной и народной бытовой и праздничной культуры, носителями которой были главным образом скоморохи – гусельники, гусельщики, гудцы. Основа традиционного репертуара – плясовые наигрыши и наигрыши «под песни». Предположительно в прошлом игра на гуслях сопровождала исполнение эпоса. В 16–17 вв. гусельники наряду с другими музыкантами содержались в государевой Потешной палате. Гонения на скоморохов (сер. 17 в.) привели к постепенному исчезновению гусельной традиции в Центральной России. До кон. 20 в. крыловидные гусли сохранились лишь локально в Псковской и Новгородской областях.