Калимба
4 июля, 2024
Калимба – африканский ударный щипковый музыкальный инструмент класса ламеллафонов или щипковых идиофонов. Распространён в Центральной и Южной Африке и на острове Мадагаскар.
Народы Африки считают ее национальным инструментом и постоянно используют в своей культуре, воспринимая ее в том числе как символ своей этнической принадлежности. В переводе с местного африканского диалекта, название инструмента означает «маленькая музыка».
Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена темнокожими рабами на Кубу, где бытует до сих пор.
Прослушать как звучит инструмент вы можете переходя по ссылке ниже
Инструмент подарен музею Долей Мироном Андреевичем
Первая калимба появилась около трех тысячелетий назад на западном побережье Африки и называлась мбира. На мбире играли во время свадеб, похорон и других важных ритуалов — магическое звучание сопровождало африканские племена по всему континенту. Оно достигается с помощью необычной конструкции, которая не особо изменилась за столько тысячелетий. Так, калимба состоит из:
- деревянного корпуса — в качественных моделях это махагон, который наиболее устойчив к перепадам температуры и влажности;
- рядов пластинок — раньше деревянных, а сегодня металлических;
- резонатора — племена делали его из панцирей черепахи и сушеных тыкв, но сегодня он представляет собой круглое отверстие в корпусе;
- порожка — плотно прижимает язычки к корпусу.
Одинаковое строение — разные виды. Калимбы различаются по:
- размерам: большие звучат ниже и подходят тем, кто уже умеет играть на маленьких — а они в свою очередь портативные, легкие и удобные для новичков;
- количеству язычков: чем больше язычков, тем больше нот, однако оптимальным числом считается 17 — так будет сложнее запутаться и сфальшивить;
- резонатору: цельные модели с небольшим отверстием отличаются прочностью, а полые позволяют профессионалам исполнять мелодии виртуознее;
- строю: племена настраивали калимбы по-разному, однако в современном мире самыми распространенными и удобными являются тональности До-мажор и Соль-мажор.
При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации.
Американский исследователь этнической музыки Хью Трейси впервые услышал очаровавшую его калимбу во время экспедиции на «черный континент» в 1924 году. Вернувшись на родину, Хью Трейси открыл фабрику по изготовлению аутентичных инструментов. Сыновья Трейси до сих пор продолжают дело Хью, и в их семейной мастерской и сейчас изготавливают калимбы вручную.
Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами в основном как аккомпанирующий инструмент. Играют отдельными звуками или аккордами. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно прозрачное, хрупкое звучание. Звучание калимбы напоминает музыкальную шкатулку. Калимба — самостоятельный инструмент. Нежный звук теряется на фоне других, но зато хорошо сочетается с любым голосом. Раньше с мбирой пели колыбельные, делали заговоры на здоровье и просили о самом важном. Под калимбу можно напевать любимые песни — с ней даже современные мелодии будут звучать так, словно вышли из сказки.